Иван Петрович Амосов (1772—1843) — русский кораблестроитель, изобретатель, переводчик, самый молодой корабельный мастер в истории судостроения Российской империи, главный инспектор кораблестроения Кронштадтского порта, генерал-лейтенант.
Иван Петрович Амосов | |
---|---|
Дата рождения | 1772(1772) |
Место рождения | Архангельск |
Дата смерти | 4 мая (22 апреля) 1843(1843-04-22) |
Место смерти | Санкт-Петербург |
Принадлежность |
![]() |
Род войск |
![]() |
Звание |
![]() Генерал-лейтенант Генерал-лейтенант флота |
Награды и премии |
![]() |
В историю русского кораблестроения Иван Петрович Амосов вошел как один из наиболее теоретически подготовленных и деятельных кораблестроителей эпохи деревянного парусного судостроения конца XVIII и первой половины XIX столетий. Построил и спроектировал свыше 20 парусных кораблей различного типа[1].
Иван Петрович Амосов родился в 1772 году в Архангельске. Он был младшим сыном в семье корабельного комендора Архангельского адмиралтейства Петра Афанасьевича Амосова. Старший брат Ивана — Осип стал кораблестроителем и форстмейстером[2] в Архангельской губернии, средний брат — Афанасий, окончил Училище флотских штурманов, служил на судах Белого и Балтийского морей, дослужился до чина подполковника[3]. В 1784 году Иван Амосов, также как и его брат Осип, стал учеником корабельного мастера, управлявшего казённой Соломбальской верфью М. Д. Портнова. В 1786 году он, вместе с другими, отобранными в России по указу Екатерины II, учениками был направлен в Англию на шотландские верфи в Глазго для изучения корабельного дела[1].
Осенью 1793 года Иван Амосов вернулся из командировки в Россию. Для определения его знаний была создана специальная комиссия. В течение трех дней по шесть-восемь часов подряд экзаменаторы корабельные мастера Д. А. Массальский и Иванов подвергали Амосова самому придирчивому допросу, выясняя, знает ли он тонкости кораблестроительного искусства. Иван Амосов толково и вразумительно отвечал на все вопросы. Многое из того, что он при этом рассказывал, оказывалось новостью для самих экзаменаторов, тогда Иван Амосов из экзаменующегося превращался в учителя, которого с большим вниманием слушали опытные мастера. Они единодушно аттестовали молодого кораблестроителя как подготовленного корабельного подмастерья[4]. После успешной сдачи экзамена Амосов был произведён в чин 14-го класса, который соответствовал первому офицерскому чину прапорщика и назначен корабельным подмастерьем в Главное адмиралтейство, где принял участие в строительстве 100-пушечного корабля «Гавриил» под руководством главного инспектора кораблестроения А. С. Катасанова, а затем самостоятельно готовил закладку нового 74-пушечного линейного корабля[5].
В 1796 году Амосов был вновь направлен в Англию, но не для учёбы, а для ремонта кораблей русской эскадры вице-адмирала П. И. Ханыкова, которая попала в сильный шторм при переходе из Кронштадта в Северном море, после чего перешла в устье Темзы. «Джон Амософф» (так звали Ивана Амосова в Англии), с помощью своих бывших учителей быстро и успешно организовал ремонт кораблей русской эскадры. Адмирал Ханыков высоко оценил работу молодого кораблестроителя и «за отличие по службе» представил его к досрочному производству в поручики. Вернулся Амосов из заграничной командировки в Россию с невестой Амалией, дочерью английского кораблестроителя, которая после крещения получила имя Анна Осиповна и стала его женой[1].
В 1797 году вице-адмирал граф Г. Г. Кушелев дал распоряжение Амосову лично спроектировать и построить для императора Павла I образцовый галиот (яхту) «Симеон и Анна»[5]. 12-весельная яхта была построена и спущена на воду в октябре 1798 года. Яхта стала любимицей Павла, а позже и его сына Александра I, который именно на ней предпочитал совершать морские прогулки и смотр кораблей Российского императорского флота. Яхта стала первым судном, которое Амосов построил самостоятельно от начала и до конца[6].
В 1798 году главный инспектор кораблестроения А. С. Катасанов разработал проект крупнейшего по тем временам 130-пушечного корабля «Благодать». В том же году Катасанов был назначен первым директором Училища корабельной архитектуры в Санкт-Петербурге. Служебные обязанности не позволяли ему лично заняться строительством корабля, поэтому, он полностью доверил Ивану Амосову руководство всеми работами. 25 февраля 1799 года корабль был заложен в Главном Адмиралтействе. 2 августа 1800 года при спуске на воду корабль застрял на стапеле. Его удалось спустить только с помощью системы блоков, предложенной изобретателем И. П. Кулибиным[4]. Из неудачи при спуске корабля Амосов сделал необходимые выводы. Он глубже стал изучать теорию кораблестроения, внимательно следил за новыми трудами и исследованиями в этой области. Он перевёл на русский язык многие книги иностранных мастеров и частности: работу известного шведского кораблестроителя адмирала Фредерика-Хенриха Чапмана «Исследование о истинном способе находить пристойную площадь парусов линейных кораблей и чрез посредство оной определять длину мачт и реев», книгу английского кораблестроителя Никольсона «Рассуждение о произращении дубовых листьев», книгу английского учёного-кораблестроителя Стакарда «О разбивке кораблей и судов вообще» и другие. В 1800 году за труды «на пользу службы выполненные» Адмиралтейств—коллегия постановила выдать И. П. Амосову премию — годовой оклад жалования и произвести досрочно в капитаны. В том же году он стал самым молодым корабельным мастером в отечественной истории кораблестроения[5].
3 августа 1800 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе И. П. Амосов заложил два линейных корабля по проекту Катасанова: 100-пушечный линейный корабль «Гавриил», который был спущен на воду 3 октября 1802 года и головной корабль серии 74-пушечных линейных кораблей «Селафаил» (спущен на воду 22 августа 1803 года). С 1802 по 1804 годы Амосов совмещал работу на верфях с преподавательской деятельностью в старших классах Училища корабельной архитектуры. В связи с разработкой первого в практике отечественного кораблестроения типового проекта 16-пушечного корвета, предназначавшегося для массовой постройки, Амосов был вынужден оставить педагогическую деятельность[4].
В 1804 году Амосов был назначен инспектором кораблестроительных работ Кронштадтского порта, что соответствовало должности — Главный инспектор кораблестроения генерал-майорского ранга. Он руководил подготовкой и переоборудованием шлюпов «Надежда» и «Нева», которые готовились к первому плаванию русских моряков вокруг света под командованием Ивана Федоровича Крузенштерна и Юрия Фёдоровича Лисянского[5]. Он разработал проекты переоборудования шлюпов «Восток», «Мирный» для экспедиционных целей с учётом предстоявшего плавания в ледовых условиях, а также шлюпов «Открытие» и «Благонамеренный» для плавания в полярных морях[4].
По проектам и чертежам И. П. Амосова в Кронштадте, были построены бриги «Меркурий» (строитель А. И. Мелихов) и «Феникс» (строитель А. В. Зенков) принимавшие участие в боевых действиях флота во время Отечественной войны 1812 года. В 1806 году И. П. Амосов построил в Кронштадте и спустил на воду корвет «Гермион», по проектам Амосова были построены в Казанском адмиралтействе однотипные корветы «Казань» (строитель Е. И. Кошкин), «Ариадна» (строитель А. П. Антипьев). В 1806 году И. П. Амосов лично построил быстроходную министерскую яхту «Голубка»[7].
27 декабря 1811 года Амосов заложил спроектированный им же 110-пушечный линейный корабль «Ростислав», который был спущен на воду 31 августа 1813 года. Корабль был построен настолько удачно, что пробыл в строю Балтийского флота 14 лет без капитального ремонта. Многие корабли построенные Амосовым, также как и «Ростислав» отличались прочностью и долговечностью благодаря использованным нововведениям. Для обеспечения водонепроницаемости корабельных корпусов Амосов предложил спиливать концы болтов крепящих обшивку не зубилом, как было раньше, а дисковой пилой собственной конструкции[8]. 12 декабря 1819 года награжден орденом Св. Владимира III степени[5].
В 1821 году И. П. Амосов был назначен членом комиссии, которая на Балтике впервые в отечественной практике проверяла возможность буксировать пароходами линейные корабли. 20 августа два парохода, буксировали 74 пушечный корабль «Арсис». Результаты испытаний позволили принять решение о полезности постройки в Архангельске двух пароходов мощностью по 60 лошадиных сил для перевода построенных кораблей через бар. В 1823 году Амосов разработал свой последний проект 74-пушечного корабля, который под его руководством и был построен в Кронштадте. В последующие годы он занимался лишь снаряжением у стенки кораблей, построенных на верфях Петербурга и прибывших в Кронштадт для дооборудования, оснастки и вооружения. Так, ему пришлось заниматься дооборудованием фрегата «Паллада», командование которым принял тогда П. С. Нахимов[4].
В 1830 году Амосов был назначен непременным членом Кораблестроительного и учётного комитета Морского департамента, где ведал вопросами материального обеспечения и снабжения всех кораблестроительных работ. Также, на него же было возложено и руководство подготовкой новых кадров кораблестроителей. В 1838 году Амосову было присвоено звание генерал-лейтенанта[1].
22 апреля 1843 года Иван Петрович Амосов скоропостижно скончался[9] во время посещения одной из петербургских верфей[1]. Похоронен на Смоленском православном кладбище.
Продолжил дело кораблестроителя И. П. Амосова его племянник Иван Амосов (1800—1878) — выдающийся русский кораблестроитель, член Адмиралтейского совета, инженер-генерал[10].
![]() ![]() |
---|
![]() | Эта статья входит в число добротных статей русскоязычного раздела Википедии. |