Возникнове́ние носовы́х гла́сных — праславянское фонетическое изменение, заключающееся в переходе сочетаний *on, *om, *en, *em и отчасти *un, *um, *in, *im в *ę (ɛ̃) и *ǫ (ɔ̃) в положении перед согласными. Данное изменение во многом аналогично монофтонгизации дифтонгов. Однако в большинстве славянских языков носовые просуществовали лишь несколько веков, постепенно перейдя в чистые гласные. Из современных славянских языков носовые есть только в польском и кашубском.
Буква ę, обозначающая носовой звук в польском языке
Описание явления
Некоторые исследователи поставили возникновение носовых в один ряд с такими фонетическими явлениями, как монофтонгизация дифтонгов и метатеза плавных, полагая, что все они мотивированы тенденцией к возрастающей звучности[1]. Однако согласно советскому и литовскому языковеду В. Н. Чекману, все три эти изменения могли произойти и независимо друг от друга[2].
Носовые образовывались в положении перед согласным звуком, но не перед другим носовым (сочетания *-mn- и *-nm- просто подвергались упрощению)[3]:
В 1925 году один из основателей фонологии Н. С. Трубецкой выдвинул теорию, согласно которой праславянские носовые были бифонемными сочетаниями (en и on). Данную теорию поддержали Ю. В. Шевелёв и З. Штибер[4][5]. Т. Лер-Сплавинский считал, что она недостаточно обоснована, поскольку данные славянских языков не позволяют делать таких выводов[6]. Также эту теорию критиковал С. Б. Бернштейн, который полагал, что носовой элемент был органической частью этих гласных[7].
Судьба групп *in, *un
На конце слова после *i и *u согласный n просто отпадал: *sūnun (сына, винительный падеж) > *synъ, *gostin > *gostь (гостя, винительный падеж).
Существует гипотеза, согласно которой группы *in и *un в положении перед согласным переходили в *ī (> *i) и *ū (> *y). В качестве примеров приводят следующие лексемы[8][9][10]:
А. Мейе писал о том, что праславянские носовые отличались по произношению от французских носовых. Они, по мнению французского слависта, произносились так, как в современном польском, то есть с запаздыванием дополнительной носовой артикуляции относительно основной[12].
Советский славист С. Б. Бернштейн считал, что произношение праславянских носовых гласных различалось по диалектам. Качество *ǫ колебалось, по его мнению, от [ą] до [ų], а качество *ę от [ę] до [ą̈][13].
Российский языковед Е. А. Галинская полагает, что в лехитских и болгарских говорах праславянского языка носовой переднего ряда звучал как [ą̈] (нижнего подъёма), а в остальных говорах как [ę] (средне-верхнего подъёма). Носовой заднего ряда, по мнению учёной, на всей территории праславянского языка звучал как [ǫ] (средне-верхнего подъёма)[14].
Образование носовых предшествовало такому изменению, как третья палатализация, поскольку она происходила после *ę[5][25]. Кроме того, носовые образовались после взаимодействий *nj > *n' и *mj > *ml', поскольку в противном случае в праславянском *vonja и *zemja дали бы *vǫja и zęja, а не *von’a и *zeml’a, как это было на самом деле[26].
В. Н. Чекман считал, что носовые образовались до метатезы плавных, поскольку их образование произошло последовательнее, чем метатеза плавных, давшая несколько различных результатов в славянских языках[2].
Е. А. Галинская полагает, что возникновение носовых произошло после таких изменений, как переход ē > *ä, повышение подъёма *ä в *ê в части праславянских диалектов и монофтонгизация дифтонгов[27].
Абсолютная хронология
Ю. В. Шевелёв и З. Штибер полагали, что носовые гласные существовали в праславянском языке уже в VII в. н. э.[5][28] М. Шекли датирует возникновение носовых VII веком[29], а А. Лампрехт — 700—825 гг.[30]
Данные письменных памятников
Ряд латинских и греческих письменных памятников содержит имена славянских князей, что позволяет установить время, когда носовые гласные в славянских языках ещё существовали:
Имя моравского князя Святополка (праслав.*svętopъlkъ), жившего в IX веке, зафиксировано в латиноязычных памятниках как Suentopulcus, а в грекоязычных как Σφεντόπλικος[31];
Имя святого Вацлава (праслав.*vętjeslavъ, ср. рус.Вячеслав), погибшего в первой половине X века, было передано в церковной латыни как Venceslaus, а по-немецки как Wenzel[31];
В сочинении Константина Багрянородного «Об управлении империей» имя сербского князя Мутимира (праслав.*mǫtimirъ), жившего в IX веке, передано как Μοντιμῆρος, а русского князя Святослава как Σφενδοσθλάβος[31].
Данные топонимов
Важным для установления хронологии возникновения носовых Ю. В. Шевелёв считал название города Стон, заимствованного хорватами из лат.Stamnum. Поскольку лат.am отразилось в славянском не как носовой, Шевелёв сделал из этого вывод об отсутствии носовых в праславянском на момент заселения славянами Далмации[28].
Дальнейшая судьба носовых в славянских языках
Носовые гласные существовали в старославянском языке, где обозначались специальными буквами — ѫ (ǫ), ѧ (ę), ѩ (ję) и ѭ (jǫ) в кириллице и Ⱘ (ǫ), Ⱔ (ę), Ⱗ (ję), Ⱙ (jǫ) в глаголице. Из современных славянских языков они сохранились в польском и кашубском, но и то частично. Кроме того, они зафиксированы в полабском языке, а также в словенском диалекте Юнской долины(болг.)(рус. в Каринтии и в некоторых македонских говорах[32][33]. В остальных славянских языках они перешли в чистые гласные:
в древнерусском в первой половине X века *ę перешло в a, а *ǫ в u[34]: мясо, рука.
в чешском и словацком во второй половине X века *ę перешло в ä (в словацком сохранилось после губных, в чешском в зависимости от условий позднее дало a, e или i), а *ǫ в u[35]: чеш.maso, ruka, словацк.mäso, ruka;
в верхнелужицком*ę перешло в ä, а затем перед твёрдым согласным в a, а перед мягким в e, а *ǫ в u[36]: mjaso, ruka;
в нижнелужицком*ę перешло в ě под ударением и в e в безударном слоге, а *ǫ в u[37]: mjeso, ruka;
в македонском языке*ę перешло в e, а *ǫ в а: месо, рака; *ę перешло в а при йотации: јазик (< *językъ) «язык».
в польском, словинском, кашубском и вымершем полабском языках изменение ę>ǫ перед твёрдыми переднеязычными согласными (d, t, z, s, n, r, ł) в IX—X веках происходило как часть более общего фонетического процесса, называемого «лехитской перегласовкой».
В польском языке в XII—XIV веках *ę и *ǫ слились в носовом гласном нижнего подъёма ą. Впоследствии, в XVI веке, ą краткое (в старопольском языке все гласные различались по признаку долготы-краткости) дало ę, а ą долгое — ǫ (графически ą). И уже в XVII веке польские носовые утратили носовой призвук в положении перед ł и l (ę также и на конце слова) и распались на сочетания чистый гласный + носовой согласный в положении перед смычными согласными[40].
Примечания
Галинская Е. А.Историческая фонетика русского языка.— Издательство Московского университета, Издательство «Наука».— М., 2004.— С.30.— ISBN 5-211-04969-1.
Чекман В. Н.Исследования по исторической фонетике праславянского языка.— Наука и техника.— Минск, 1979.— С.152.
Shevelov G. Y.A Prehistory of Slavic.— Carl Winter Universitätsverlag.— Heidelberg, 1964.— P.323.
Shevelov G. Y.A Prehistory of Slavic.— Carl Winter Universitätsverlag.— Heidelberg, 1964.— P.330.
Stieber Z.Zarys gramatyki porównawczej języków słowiańskich.— Państwowe Wydawnictwo Naukowe.— Warszawa, 2005.— P.25.
Lehr-Spławiński T.Kilka uwag o nosówkach prasłowiańskich// Studia i szkice wybrane z językoznawstwa słowiańskiego.— 1957.— Vol.I.— P.168—169.
Бернштейн С. Б.Сравнительная грамматика славянских языков.— Издательство Московского университета, Издательство «Наука».— М., 2005.— С.204.
Мейе А.Общеславянский язык.— М.: Издательство иностранной литературы, 1951.— С.53.
Lehr-Spławiński T.Kilka uwag o nosówkach prasłowiańskich// Studia i szkice wybrane z językoznawstwa słowiańskiego.— 1957.— Vol.I.— P.169—171.
Shevelov G. Y.A Prehistory of Slavic.— Carl Winter Universitätsverlag.— Heidelberg, 1964.— P.325.
Shevelov G. Y.A Prehistory of Slavic.— Carl Winter Universitätsverlag.— Heidelberg, 1964.— P.326.
Мейе А.Общеславянский язык.— М.: Издательство иностранной литературы, 1951.— С.49.
Бернштейн С. Б.Сравнительная грамматика славянских языков.— Издательство Московского университета, Издательство «Наука».— М., 2005.— С.241.
Галинская Е. А.О хронологии некоторых изменений в вокализме праславянского языка// Исследования по славянскому историческому языкознанию. Памяти профессора Г.А. Хабургаева.— 1993.— С. 42—44.
Бернштейн С. Б.Сравнительная грамматика славянских языков.— Издательство Московского университета, Издательство «Наука».— М., 2005.— С.206.
Камчатнов А. М.Старославянский язык.— М.: Издательство «Флинта», Издательство «Наука», 2000.— С.53.
Этимологический словарь славянских языков.— М.: Наука, 1981.— Т.8.— С.188—190.
Shevelov G. Y.A Prehistory of Slavic.— Carl Winter Universitätsverlag.— Heidelberg, 1964.— P.328.
Shevelov G. Y.A Prehistory of Slavic.— Carl Winter Universitätsverlag.— Heidelberg, 1964.— P.327—328.
Галинская Е. А.О хронологии некоторых изменений в вокализме праславянского языка// Исследования по славянскому историческому языкознанию. Памяти профессора Г.А. Хабургаева.— 1993.— С. 44—45.
Shevelov G. Y.A Prehistory of Slavic.— Carl Winter Universitätsverlag.— Heidelberg, 1964.— P.329.
Šekli M.Primerjalno glasoslovje slovanskih jezikov.— Lubljana: Znanstvena založba Filozofske fakultete, 2016.— Т.1.— С.256.— ISBN 978-961-237-742-7.
Lamprecht A.Praslovanština a její chronologické členění// Československé přednášky pro VIII. mezinárodní sjezd slavistů.— 1978.— P.147.
Stieber Z.Zarys gramatyki porównawczej języków słowiańskich.— Państwowe Wydawnictwo Naukowe.— Warszawa, 2005.— P.26.
Shevelov G. Y.A Prehistory of Slavic.— Carl Winter Universitätsverlag.— Heidelberg, 1964.— P.312.
Stieber Z.Zarys gramatyki porównawczej języków słowiańskich.— Państwowe Wydawnictwo Naukowe.— Warszawa, 2005.— P.46.
Галинская Е. А.Историческая фонетика русского языка.— Издательство Московского университета, Издательство «Наука».— М., 2004.— С.43—44.— ISBN 5-211-04969-1.
Bauer J., Lamprecht A., Šlosar D.Historická mluvnice češtiny.— Praha: Státní pedagogické nakladatelství, 1986.— P.45.
Селищев А. М.Славянское языкознание. Западнославянские языки.— Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР.— М., 1941.— С.229.
Селищев А. М.Славянское языкознание. Западнославянские языки.— Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР.— М., 1941.— С.230.
Stieber Z.Zarys gramatyki porównawczej języków słowiańskich.— Państwowe Wydawnictwo Naukowe.— Warszawa, 2005.— P.47.
Бернштейн С. Б.Сравнительная грамматика славянских языков.— Издательство Московского университета, Издательство «Наука».— М., 2005.— С.245—246.
Długosz-Kurczabowa K., Dubisz S.Gramatyka historyczna języka polskiego.— Wydawnictwo Uniwersytetu Warszawskiego.— Warszawa, 2006.— P.120—121.
Литература
Бернштейн С. Б. Сравнительная грамматика славянских языков. — М.: Издательство Московского университета, Издательство «Наука», 2005. — С. 204—206.
Мейе А. Общеславянский язык. — М.: Издательство иностранной литературы, 1951. — С. 49—53.
Lehr-Spławiński T. Kilka uwag o nosówkach prasłowiańskich// Studia i szkice wybrane z językoznawstwa słowiańskiego. — Warszawa: Państwowe Wydawnictwo Naukowe, 1957. — S. 168—173.
Shevelov G. Y. A Prehistory of Slavic. — Heidelberg: Carl Winter Universitätsverlag, 1964. — P. 311—337.
Stieber Z. Zarys gramatyki porównawczej języków słowiańskich. — Warszawa: Państwowe Wydawnictwo Naukowe, 2005. — S. 25—27.
Другой контент может иметь иную лицензию. Перед использованием материалов сайта WikiSort.org внимательно изучите правила лицензирования конкретных элементов наполнения сайта.
2019-2025 WikiSort.org - проект по пересортировке и дополнению контента Википедии